Инфраструктура. Право. Решения.

 

Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2018 г. № 126 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075» были скорректированы  основы ценообразования и правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

С 1 января 2019 г. дополняется перечень случаев, в которых цены на теплоэнергию не подлежат регулированию, а должны вводиться соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки теплоэнергии (мощности) и (или) теплоносителя.

Речь идет о производстве теплоэнергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/ч, и (или) о поставке ресурсов в объеме менее 50 000 Гкал за 2017 г. Ранее на данные ситуации правило об отсутствии ценового регулирования не распространялось.

Установление исключений в части применения тарифного регулирования в ряде случаев может создать некую неопределенность в части соотношения основ ценообразования с действующими законодательными нормами о передаче частным инвесторам прав на объекты теплоснабжения.

В силу части 1 статьи 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, может осуществляться двумя способами: посредством заключения договора аренды и посредством заключения концессионного соглашения. В обоих случаях передача объекта теплоснабжения может происходить по результатам проведения конкурса.

Концессионным законодательством (ч.1 ст.47 ФЗ «О концессионных соглашениях») при проведении соответствующего конкурса в качестве критериев, в том числе, выступают долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера («ДПР») и плановые значения показателей деятельности концессионера. Аналогичные правила установлены и в отношении аренды.

ДПР включают в себя такие элементы, как базовый уровень операционных расходов, установленных на первый год действия концессионного соглашения, показатели энергоснабжения и энергоэффективности, нормативный уровень прибыли, норма доходности инвестированного капитала и норматив чистого оборотного капитала (в зависимости от метода тарифного регулирования).

Эти параметры имеют ключевое значение для всей дальнейшей деятельности концессионера, так как на их основе регулирующий орган утверждает тариф. Проблема заключается в том, что требование об использовании ДПР в качестве критериев конкурса по умолчанию распространяется на все концессии и договоры аренды в отношении объектов системы теплоснабжения, в том числе и на те, которые благодаря рассматриваемым нововведениям не попадают под тарифное регулирование.  Если же ДПР к деятельности потенциального концессионера не применяются в силу прямого указания нормативного акта, выявить победителя конкурса становится крайне затруднительно – дисконтированную выручку нельзя посчитать.

Представляется, что правильным решением было бы внесение в концессионное законодательство и в законодательство о теплоснабжении изменений, разрешающих данную неопределенность, так как текущая ситуация может блокировать реализацию проектов на конкурсной основе в отношении целого ряда объектов теплоснабжения.

Стоит заметить, что законодательство о теплоснабжении предусматривает и иные случаи, в которых государственное тарифное регулирование не применяется – это касается заключения договоров единой теплоснабжающей организацией. Закон о концессионных соглашениях отражает эту особенность и предусматривает специальный порядок заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, расположенные в ценовых зонах теплоснабжения. Здесь единая теплоснабжающая организация имеет преимущественное право на заключение концессионного соглашения в отношении объектов, расположенных в таких зонах, без проведения конкурса.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

 


Последние статьи

ГЧП-советник стал одним из лидеров рейтинга юридических Телеграм-каналов за 2025 год
11 Dec 2025
Новости

ГЧП-советник стал одним из лидеров рейтинга юридических Телеграм-каналов за 2025 год

По итогам рейтинга за 2025 год от Veta Телеграм-канал ГЧП-советник занял высокие позиции во всех трех номинациях в сфере государственно-частного партнерства.

Изменение правил реализации концессий в сфере ЖКХ
10 Dec 2025
Новый акт

Изменение правил реализации концессий в сфере ЖКХ

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий внесение изменений в правила реализации коммунальных концессий.

P&P Unity укрепила свои лидерские позиции на юридическом рынке
09 Dec 2025
Новости

P&P Unity укрепила свои лидерские позиции на юридическом рынке

P&P Unity — лидер на юридическом рынке в шести отраслях по версии «Право-300».

Партнёры P&P Unity — в числе ведущих юристов по версии «Российской газеты» в трех номинациях
04 Dec 2025
Новости

Партнёры P&P Unity — в числе ведущих юристов по версии «Российской газеты» в трех номинациях

По итогам исследования «Рейтинг юристов и их компаний — 2025» от RG.ru партнёры компании P&P Unity были признаны лидирующими юристами в нескольких практиках.